Теория личности Карла Роджерса.

  • Феноменология, как источник подхода.
  • Мотивы личности.
  • Теория личности Роджерса.
  • Развитие личности.
  • Истоки психологических проблем.

Карл Рэнсом Роджерс (1902 — 1987) американский психолог, создатель клиент-центрированного направления в психотерапии и один из отцов гуманистической психологии.

Феноменологическая психология — направление психологии понимающее личность с точки зрения подхода феноменологии, философского направления начала 20 века.

роджерс карл


В основе идей Карла Роджерса в том, что касается его теории личности и психотерапевтического подхода, лежит феноменология, которая, стараниями ее отца-основателя Эдмунда Гуссерля (1859-1938) и его последователей, стала, возможно, одним из самых заметных направлений философской мысли 20 века.
Поэтому, чтобы понять основные идеи Роджерса по поводу человеческой личности, совершенно необходимо хотя бы в двух словах ознакомится с основными положениями этого философского направления.

Феноменология и теория личности Роджерса.

эдмунд гуссерль

Эдмунд Гуссерль

Немного информации о том, что такое феноменология.
Моментом рождения учения можно считать публикацию книги Э. Гуссерля «Логические исследования», где центральной идеей выступает понятие интенциональности.
Под этим термином понималось свойство человеческого сознания (как имманентно ему присущее) быть всегда направленным на определенный объект. Это с неоспоримостью доказывает сам факт восприятия сознанием чего бы ни было, как существующего (то есть очевидный факт нашего постоянного мгновенного внимания к объекту). Под определенным объектом здесь понималось все что угодно, от фиксации на определенной идее или мыслях в сознании, до физического объекта, существующего во «внешнем» мире. Нетрудно понять, что понятие «внешний» в феноменологии было весьма и весьма субъективным, ибо очевидно, что каждый индивид  самостоятельно проводит границу между субъектами и объектами.

Феноменология предполагала интенциональность, как единственно возможную основу для меры всех вещей (физических и психических феноменов), это означало, что такой мерой способно быть лишь человеческое сознание.

Это свойство сознания становится в каждый момент бытия непосредственным опытом, и это стало основной для феноменологической идеи, утверждающей идею тождества бытия и чистого сознания в состоянии его мгновенной интенциональности. В рамках такой системы координат сознание человека не могло быть предметом эмпирического изучения, но лишь непосредственным опытом самого познающего субъекта, что утверждалось как чистый смысл или трансцендентальное Я.

Такая точка зрения на сознание человека, последовательно доведенная до логического завершения, означала, что и наша материальная (или, так называемая, объективная реальность) и внутренний мир (психическая реальность) есть ни что иное, как результат субъективной интерпретации индивидуальным сознанием человека в конкретный момент времени (здесь и сейчас).

А раз дело обстоит именно так, то из всего этого вытекает логичный вывод о том, что человек изначально вполне свободен определять свою судьбу и оказывать влияние на свою жизнь, в полной мере используя свои врожденные возможности и способности, и эти возможности изначально заложены в нем самой природой.

Такие рассуждения и легли в основу личностного подхода Роджерса.

Помимо этого, принципиальной позицией Роджерса было то, что человек в своей основе несет позитивный заряд и стремится к совершенству, а именно, ко все большей самостоятельности, зрелости и актуализации своих возможностей, что же касается деструктивного поведения, которое демонстрирует довольно много людей, то оно возникает вследствие игнорирования этими индивидами своей настоящей внутренней природы.

Такой взгляд, вероятно, мог бы показаться весьма наивным, если бы не основывался на более чем 30 летнем опыте Роджерса в психологической работе с клиентами, а наибольшая ценность его теории и состоит именно в том, что как и в случае с Зигмундом Фрейдом, она основана на непосредственном опыте его работы как психотерапевта, то есть на наблюдениях за конкретными людьми.

Карл Роджерс, как и Маслоу, является одним из зачинателей направления гуманистическая психология, поэтому, было бы уместно сказать, что вышеизложенное вполне согласуется с позицией последнего. Тем не менее, во взглядах ученых было по крайней мере три существенных различия.

Принято считать, что они заключаются в следующем.

маслоу абрахам

Абрахам Маслоу

Различия во взглядах Маслоу и Роджерса.

— Первое, это разница в интерпретации причин результатом которых являлось поведение человека (его действия).

Как уже было сказано, поскольку Роджерс был сторонником феноменологического подхода, он считал, что истоки поведения лежат во внутреннем опыте индивида, который (условно) включал в себя интегрированное сочетание восприятий внешнего и внутреннего мира. Иначе говоря, субъективная интерпретация человеком внутренних и внешних событий приводила к намерению (мотиву), которое заканчивалось действием (поведением).

Что касается Абрахама Маслоу, то он был сторонником своей иерархической мотивационной теории, которая говорила о том, что исток поведения человека это его потребность.

— Второе, как и в случае с Фрейдом, теория Роджерса была создана, как результат его психологической работы с клиентами, а значит, все выводы были сделаны на основе изучения материала связанного с людьми, имеющими те или иные психологические проблемы.

Что же касается Маслоу, который в отличие от Роджерса и Фрейда не занимался психологической помощью клиентам, то он всегда говорил об некоторой предвзятости их подхода, именно в связи с акцентом на психологические аномалии, то есть он настаивал на том, что в психологической теории личности должно ориентироваться именно на здорового индивида.

— Третье, Маслоу фактически игнорировал период развития личности и его влияние на способность человека к последующей самоактуализации, хотя и упоминал о том, что существуют критические моменты развития, когда личность наиболее подвержена фрустрациям со стороны внешних условий.
Что касается Роджерса, то он также не делил развитие личности на какие то особые этапы, как это делал Фрейд. Вместо этого, он делал акцент на то, что каждый ребенок в процессе роста в наибольшей степени зависит от наличия или отсутствия позитивного внимания со стороны окружения и, в зависимости от этих условий врастал либо в полноценно функционирующую личность, либо в личность обусловленную теми или иными психопатологиями.

Тем не менее, в главном их взгляды ровно совпадали, а именно в том, что человек изначально обладает стремление вперед и при наступлении подходящих условий немедленно начинает реализовывать программу позитивного саморазвития (актуализации).

Комментировать через Facebook

Comment