Перейти к содержимому

Трансперсональная психология

трансперсональная психология

Трансперсональная психология (ТП), зародившись в середине 20 века, стоит среди других парадигм несколько особняком, из-за довольно специфических  взглядов на психологическое благополучие человека и способы его достижения. Упомянутая специфика почти целиком и полностью определяется той, исключительной ролью, что придается способности личности погружаться в особенное психо-эмоциональное состояние сознания, результатом которого является, трансперсональное переживание, которое, в свою очередь, есть единственный залог личностных трансформаций, в результате которых человек получает доступ к максимально не зависящему от жизненных факторов, внутреннему (психологическому) благополучию.

Упомянутое выше полагается ключевым фактором развития человека во всех без исключения школах трансперсональной психологии, в известном смысле именно этот подход и определяет принадлежность психологической школы к трансперсональному направлению. Однако, способы достижения подобных состояний, теоретическая база, объясняющая как именно работает конкретная система методов, взгляды на личность человека, программы его развития, в разных школах ТП могут отличаться, порой весьма существенно. 

Научный подход

Здесь же необходимо упомянуть, что ТП занимает особое место в психологии не только в силу упомянутых выше взглядов на то, что именно является результатом идеальной психологической работы и как этого результата нужно достигать. Другим важным фактором, фактически с самого момента зарождения ТП, является двойственное отношение к этому направлению в психологической среде.

С одной стороны, системы воззрений на личность, ее благополучие и методы его достижения во всех школах практической психологии довольно далеки от строгих научных обоснований. Но такова специфика психологии вообще — научные методы с трудом применимы к исследованиям человеческого сознания, все что доступно научному подходу, так это изучение откликов индивида (поведение) на стимул или изучение процессов происходящих в головном мозге, которые лишь весьма косвенно кореллируют с психоэмоциональными состояниями личности.

С другой стороны, ни одна другая психологическая школа не делает основную ставку на фактически медитативные методы, которые в глазах большинства людей, а не только ученых, несут на себе оттенок психологического сектанства и маргинальщины и нередко являются сомнительными с точки зрения социальных потребностей обычного человека. А тот факт, что трансперсональные методы весьма популярны в среде людей предпочитающих «магическое мышление» логике, лишь добавляет методу отрицательных очков. Как результат всего перечисленного, ТП на протяжении всей своей истории с трудом пробивала себе путь в разряд признанных психологических методик и этот процесс до сих пор еще далек от завершения.

В этом контексте уместно будет вспомнить отношение ученых бихевиористов к другим психологическим школам, которые с их точки зрения рассматривались как ненаучные, фактически еретические. Напомню, что в их число входили направления, ныне широко признанные в психологических кругах, аналитическая психология и психоанализ.

Большее значение имеет тот факт, что любое психологическое направление это прикладной метод, базирующийся на разных приемах работы с клиентом, опирающийся на теорию, которая, сама по себе, имеет лишь второстепенное значение. С точки зрения психологической помощи не так уж и важно какие именно идеи легли в основу того, что реально помогает человеку. Тем не менее, в науке всегда существует незримая, но неумолимая грань, которая способна навешивать ярлыки по признакам научности или не научности исходных предпосылок. И в этом случае несколько категорически не принимаемых научным сообществом идей способны легко вывести за пределы общей парадигмы целые успешно работающие направления. Особенно это касается такого уязвимого в этом смысле направления, как психология.

На сегодняшний день трансперсональная психология не признана большинством ученых, как научная дисциплина, однако в 1996 году на базе Британского психологического общества было создано отделение ТП, что можно считать знаком ограниченного признания этого направления среди, по крайней мере, английских психологов.

Зарождение трансперсональной психологии

Как и многие ныне популярные психологические направления, ТП зародилась в середине 20 века.
Принято считать, что у истоков трансперсональной психологии стояли Абрахам Маслоу, Станислов Гроф, Кен Уилбер, Тимоти Лири и некоторые другие популярные ученые того времени. При этом, идеи лежащие в основе подхода ТП, обсуждались учеными уже давно и даже легли в основу целого направления, такого как аналитическая психология Карла Юнга.

*Имеется ввиду его концепция коллективного бессознательного и происходящий из нее, де-факто мистический, символизм.

станислав гроф

Гроф Станислав

Изначально исследования перечисленных ученых касались, так называемых, «пиковых» состояний человеческого сознания, которые совершенно не укладывались в понятие нормы и с точки зрения «традиционного» психологического подхода нередко рассматривались, как серьезные психологические отклонения.

маслоу абрахам

Маслоу Абрахам

Следует сказать о том, в каких условиях появилось новое направление. Это время 50-60 годы в США и отчасти в Европе было временем новых и не всегда однозначных молодежных течений таких как хиппи, битники и т.п. Это было время сексуальной революции, бурного увлечения восточным оккультизмом — йогой, медитациями, буддизмом и т.п. Не последнюю роль сыграло и использование психоделических веществ, расширяющих сознание, таких как ЛСД, марихуана и т.п., которыми увлекалось и большинство из перечисленных выше ученых.

Все эти факторы привели к тому, что необычный и редкий для западного мира опыт измененных состояний сознания, стал доступен очень многим. По этой причине игнорировать факты таких состояний сознания и их последствий для многих людей стало нельзя, как и списывать такие состояния на психологические нарушения неизвестного происхождения.

Исследования необычных состояний сознания

Вследствие описанных выше факторов, необычные, измененные состояния сознания и последующее поведение людей их испытавших весьма скоро стали объектом исследования психологов. Для того чтобы обозначить объект исследований был придуман термин, который подчеркивал надличностный аспект этих переживаний — такие состояния сознания были названы ТРАНСПЕРСОНАЛЬНЫМИ.

Исследователи выделяли две стороны этого опыта — объективный и субъективный.

Субъективная сторона означала, собственно сам опыт — его различные когнитивные и эмоциональные аспекты, наибольшее внимание уделялось его необычным сторонам, таким как выход за пределы собственной личности, переживание единства с миром, осознание своего тождества с природой, космосом, другими людьми, состояния растворения, видения архетипических образов, других миров и т.п.

Объективная сторона произошедшего опыта означала его последствия —  влияние на дальнейшее поведение человека, мышление, эмоциональные состояния, отношение к себе, к окружающему миру и т.д.

Необычным было то, что в рамках существующих психологических подходов многие факторы этого опыта, а также его последствия, нельзя было объяснить с точки зрения принятой в психологии логики, объясняющей мотивы и поведение личности с точки зрения удовлетворения разноуровневых потребностей.

Так, доминирующие на тот момент школы психоанализ и бихевиоризм объясняли мотивы человека его стремлением к удовлетворению биологических потребностей. Новый на тот момент гуманистический подход оперировал такой же логикой, с той лишь разницей, что расширял сферу потребностей с безусловно биологических, до собственно человеческих — к любви, признанию, самоактуализации. Такой подход говорил об интересах  личности (ЭГО) человека, но в его рамках не было места трансперсональным аспектам, когда поведение и мотивы индивида диктовалось, вне личностными проявлениями. Естественно, с точки зрения традиционных школ, такой опыт следовало объявить невротическим, а поведение иррациональным и выходящим за пределы психологической нормы.

*С точки зрения современной «традиционной» психологии так нередко происходит и сегодня.

Исследователи трансперсонального опыта разделяли его на две условные категории.

Первая — опыт, разворачивающийся в пределах как бы «объективной реальности», например, переживание давно забытых моментов личной истории, событий и состояний раннего детства, того, что обычно считается скрытым в бессознательном, пренатальные переживания (опыт нахождения во внутриутробном состоянии или вспоминание момента рождения), воспоминания, не относящиеся к личной истории индивида, например, появление в сознании информации об опыте предков, переживания, интерпретируемые индивидом, как опыт прошлых жизней, видение событий, находящихся на значительном расстоянии и в другом времени, видение будущих событий, пребывание в опыте других людей, животных, растений, клеток, атомов и т.п.

Вторая — тот опыт, который можно отнести к религиозно — мистическому, например, переживание единства всего сущего, переживание и осознание великой пустоты, встречи с мифическими сущностями, божествами и т.п.

Понятно, что с точки зрения ученых мыслящих в традиционном ключе, такие переживания следовало отнести, как минимум, к иллюзиям сознания или же к признакам серьезных психических отклонений, требующих внимания врача.

Основатели ТП, будучи серьезными учеными, весьма критически относились к интерпретациям переживаний своих пациентов и себя лично, но с их практической точки зрения, важен был, не столько сам опыт, сколько то, какое влияние он оказывал на последующее состояние и поведение человека, его отношение к себе и окружающему миру. Важно было то, какой терапевтический эффект такой опыт оказывал на людей, как он менял их сознание и к каким результатам они приходили, пройдя через него. А самым важным было то, насколько целесообразно было стремится к таким переживаниям с точки зрения повышения качества психологического состояния человека, повышения его психологического благополучия.

Целесообразность трансперсональных методов

Как сказано выше, переживания подобные описанным, в традиционной психиатрии являются симптомами серьезных психологических патологий, тем не менее, исследования данных из последующей жизни людей, испытавших подобный опыт, заставили некоторых ученых сделать выводы, что такие переживания нередко производили благотворный эффект. По этому поводу Маслоу писал, что такие люди проявляли отчетливую склонность к реализации метаценностей и эта тенденция становилась весьма явной после испытанных ими «пиковых» переживаний. Поскольку по мнению Маслоу, а также сторонников гуманистического направления, стремление к высшим категориям потребностей являлось показателем зрелости индивида и ключом к реализации самого главного — самоактуализации, то это значило, что переживание необычного или мистического человеком открывало перед ним огромные возможности, а значит было целесообразным.

трансперсональная психология

Из сказанного вытекают и методы психологических практик, основанных на идеях трансперсональной психологии. Почти все они используют медитативные техники, ставящие своей целью погружение сознания в особое необычное состояние, цель которого постепенное, но радикальное изменение самого сознания, его отношения к миру, его потребностей, его стремлений.

На базе идей трансперсональной психологии возникло несколько направлений, включающих в себя, как собственно психотерапевтические практики, так и их теоретическое обоснование. Руководители этих направлений зачатую позиционируют себя не только как психотерапевты, но и как духовные наставники.

В качестве самых очевидных примеров можно привести интегральную психологию Кена Уилбера, психосинтез Роберто Ассаджиоли, холотропное дыхание и ребефинг Станислова Грофа и т.п.

Трансперсональный подход не имеет ни базовых текстов, ни единого основателя, ни базового метода, но представляет из себя довольно большое количество разрозненных школ, объединенных сходными идеями и практиками.

На сегодняшний день, несмотря на то, что ТП, как направление психологии еще не является общепризнанным, многие психологи используют его элементы в работе с клиентами в период психологических консультаций. На базе этих идей и практик создано немало групповых психологических тренингов для работы, как с целевыми группами, так и с обычными клиентами.

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика