Перейти к содержимому

Дипломная работа по практической психологии

психоаналитик

ГЛАВА 12. ЦЕЛЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С КЛИЕНТОМ И ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ.

Прежде чем говорить о методах нашей работы с клиентами, необходимо прояснить основные задачи психологического консультирования.

В работе с клиентом мы изначально руководствуемся тем, что наша задача — это самостоятельная корректировка или реорганизация клиентом своей ментальной модели таким образом, чтобы это позволило ему в дальнейшем, в течение как можно более продолжительного периода времени, и с учетом меняющихся обстоятельств, самостоятельно определять и решать свои насущные жизненные задачи, сохраняя при этом состояние удовлетворенности, довольства, радости или счастья.

Безусловно, это определение отражает скорее «задачу-максимум» для психолога, и мы совершенно отдаем себе отчет в том, что она весьма и весьма труднодостижима как для нас, так и для клиентов, тем не менее, в своей работе, нам совершенно необходимо иметь ее ввиду, несмотря на то, что она, возможно, достаточно сильно может отличаться от заявленной клиентом проблемы.

Еще одна причина, по которой нам необходимо помнить об этом, заключается в том, что только наличие в себе настоящего, искреннего желания помочь человеку достичь подобных возможностей в самостоятельной реализации жизненных ценностей, может подвести нас к необходимому уровню искренности, приятия и любви, которые нам так необходимы в общении с клиентом и которые позволят нам избежать автоматизма и формальности в работе. Необходимость «держать в уме» основную задачу не избавляет нас, однако, от нужды помнить о текущих запросах клиента и относится с пониманием к тому, что для него значимо на данный момент жизни и как он хотел бы это для себя реализовать.

Итак, особенность подхода заключается в помощи клиенту в решении его насущных задач, но в контексте основной задачи, обозначенной выше. Это значит, что все наши действия и используемые методики должны содержать в себе комплексный подход, то есть, с одной стороны, аппеллировать к заявленным потребностям клиента, а с другой, к его глубинным, экзистенциальным потребностям, которые могут и не находить своего выражения в его текущем запросе. Здесь естественным образом встает вопрос о соотношении этих методов и о том, каковы должны быть эти методы.

Во-первых, это классические методы, применяющиеся в психотерапии.

Безусловно, этих методов множество. Каждая психотерапевтичекая школа опирается на свои представления о личности и ее взаимоотношениях с миром. В рамках основной парадигмы психологической школы, возникают соответственно и методы работы с человеком. Попробуем понять, что представляют из себя большинство традиционно применяющихся методик с точки зрения представления о ментальных матрицах.

Очевидно, что ключем ко всему здесь является собственно запрос клиента, исходя из которого и происходит вся дальнейшая работа психолога. Как мы уже писали в предыдущих главах, с точки зрения представления о ментальных моделях, основной причиной конфликта является конфликт между двумя или более ментальными матрицами, содержание которых входит в противоречие друг с другом.

При этом следует упомянуть, что данное содержание должно быть для клиента значимым, иначе говоря, эти матрицы должны принадлежать к категории «особых», значимых матриц, которые отражают жизнеутверждающие принципы человека. Можно сказать по-другому, что эти матрицы «утверждают» то, как должно быть, каким должен быть мир, каким должно быть мое место в этом мире, как должны вести себя различные люди в определенных ситуациях и так далее.

Если какая-либо ситуация не подходит под данный шаблон, возникает определенное противоречие, которое может перейти в конфликт. Большинство современных психологических методов представляют из себя разные способы разрешения этих конфликтов.

Методы разрешения могут быть разными, но у них есть нечто общее — все они имеют своей целью подведение клиента к осознанию причин конфликта, которые, как правило, объясняются с той точки зрения, что одна из матриц или же все матрицы, вступающие в конфликт, представляют из себя некую систему ложных умозаключений, в результате которых они и появляются, что, соответственно, и является причиной конфликта.

Как только клиент добирается до реальных причин конфликта, как правило, это подмена понятия «хочу» на «должно быть так», он осознает причины и начинает делать касательно данной ситуации, «правильные умозаключения», что представляет для себя мотивационную основу для последующего психотерапевтического процесса, или коррекции — взглядов, поведения, установок, убеждений, которые, учитывая осознание клиентом ситуации, корректируются сравнительно легко.

Можно сказать больше:

сам факт того, что клиент соглашается на эту работу, может послужить основой для дальнейшей собственной работой клиента с другими, похожими проблемами.

Однако же, это не решает основной проблемы клиента, которая по нашему мнению, состоит в самом принципе работы ИММ человека, который и порождает целую систему конфликтов, не обязательно лежащих в одной плоскости.

С нашей точки зрения, любой конфликт несет в себе базовый, экзистенциальный характер. Можно сказать, что любое существо, неосознанно стремится к первоначальному единству с миром к единству с коллективным бессознательным, стремится к самости, к полной самореализации, или выражаясь терминологией Карла Юнга, к «актуализации». Об этом же говорят основатели гуманистического направления психологии. Достаточно вспомнить хотя бы иерархическую пирамиду Маслоу.

Таким образом, рассуждая с этой точки зрения, можно сказать, что причина любого внутреннего конфликта человека состоит в противоречии между его первоначальной природой и соответствующим стремлением к ней и требованиями структуры ИММ, которая стремится сохранить себя и создает соответственно многочисленную систему базовых, экзистенциальных матриц, интерпретирующих мир по-своему, руководствуясь обратным принципом разделения мира, что и является базовым свойством, природой любой ментальной модели.

Рассуждая подобным образом, можно усмотреть очевидное противоречие: стремясь помочь человеку в его проблемах, психолог способствует решению определенных задач, связанных с собственным запросом клиента, не создавая реально ни малейших предпосылок для решения новых проблем клиента, которые, при подобном подходе, несомненно появятся в будущем.

Таким образом, психолог порождает систему все новых и новых обращений за помощью со стороны клиентов, обеспечивая себя работой и неосознанно способствуя появлению у клиента последующих проблем. Так создается замкнутый круг, человек решает одну задачу, появляется новая, потом еще и так до бесконечности.

Надо сказать, что подобный подход исповедуют далеко не все психологические школы, достаточно вспомнить принципы клиент-центрированной терапии Рождерса или психосинтез Асссаджиоли. Однако следует заметить, что в современных психологических методах на настоящий момент доминирует когнитивно-поведенческая терапия, как наиболее востребованная со стороны клиентов, особенно это касается нашей страны. И этот метод в полной мере соответствует принципам, описанным выше.

Именно по вышеизложенным причинам можно прийти к выводу о необходимости руководствоваться принципом помощи, изложенным в начале этой главы. Эти же рассуждения приводят к мысли о необходимости введения дополнительных методов для работы с клиентом, методов, заставляющих человека задуматься о его настоящем месте в мире, методов, дающих клиенту возможность самостоятельно решать свои проблемы в будущем.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14
Яндекс.Метрика